Экономика агропредприятий

Социально-культурная среда

В своей деятельности аграрные предприятия должны учитывать эту тенденцию, учитывать ее при планировании товаров с новыми качественными характеристиками и разработке тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

Социально-культурная среда формируется под действием демографических процессов и изменений культурно-образовательного уровня населения. В условиях дефицита продовольственных товаров, низкой покупательной способности значительной части населения этот фактор является малосущественными. Но насыщенности рынка продовольственными товарами и ограниченного экспорта аграрные предприятия должны увеличивать объемы производства примерно такими же темпами, какими растет количество населения. В противном случае возможно нежелательное перепроизводство продукции или возникновения ее дефицита. Время аграрные предприятия должны будут учитывать изменения в структурной строении населения по возрастным группам, а также изменения в культуре питания, поскольку они предопределяют ускоренный рост спроса на одни виды сельскохозяйственной продукции и уменьшение его на другие. Например, с «старением» населения увеличивается спрос на овощи, фрукты и уменьшается - на высококалорийные продукты. С ростом благосостояния и культурного уровня населения изменяется его отношение к материалу, из которого изготавливаются ткани и одежду. Растет спрос на товары широкого потребления из натуральных тканей, экономически заставляет аграрные предприятия увеличивать производство льна, конопли, шерсти. Распространение сердечно-сосудистых заболеваний вызывает уменьшение спроса на продукты питания с высоким содержанием холестерина и т.д.. Нежелание предприятия изучать и учитывать эти «тонкости» влияния социально-культурной среды грозит потерей позиций на рынке, сокращением объема производства и снижением его эффективности.

Вхождение Украины в мировое экономическое пространство, развитие предприятиями внешнеэкономической деятельности обусловливает необходимость учета ими состояния международной среды и тех изменений, которые происходят в нем. В частности, важно знать конъюнктуру мирового рынка, уровень и динамику цен на товары сельскохозяйственного происхождения и производственные ресурсы, которые могут быть объектом импорта аграрными предприятиями, масштабы импорта в Украину товаров, конкурирующих с отечественными товарами АПК, доступность выхода на рынок других стран , изменения политического и экономического характера, происходящие в этих странах и являются важными для предприятия и т.п..Обладание такой информацией позволяет предприятиям принимать обоснованные решения не только при осуществлении экспортно-импортных операций, но и при принятии решений, касающихся деятельности на внутреннем рынке. Об этом свидетельствует и приведенный выше пример о финансовом кризисе в Российской Федерации и ее влияние на экономику нашего государства.