Экономика агропредприятий

Экономическая среда

Предприятие и микросреда, которая его окружает, находятся под влиянием макросреды. Его звена относительно предприятия являются неконтролируемыми факторами, то есть такими внешними силами, которые могут открывать для него новые возможности или создавать новые угрозы. Предприятие не может повлиять на макросреда, но оно должно хорошо ориентироваться в нем, следить за его изменениями и соответствующим образом реагировать на них. Если эти изменения могут создать для предприятия благоприятные условия для производства или сбыта продукции, оно должно внести необходимые коррективы в тактику, а возможно, и в стратегию своей деятельности с тем, чтобы максимально воспользоваться этим условиям. Если же внешние силы макросреды несут в себе угрозу для предприятия, оно примет меры, чтобы предотвратить их действия или смягчить их негативное влияние.

Основными звеньями макросреды, в той или иной степени влияют на предприятия, являются: экономическое, естественно-экологическое, информационное, научно-техническом, политико-правовое, социально-культурное и международная среда.

Экономическая среда является одной из ведущих звеньев макросреды и характеризуется многими параметрами: уровнем инфляции или дефляции, степени развития конкурентной среды, уровнем занятости, налоговой политикой, динамикой и соотношением цен на сельскохозяйственные и промышленные товары и т.д.. В обобщенном виде оно может быть определено через покупательную способность населения. Его доходы на стадии экономического подъема растут, цены на товары, в том числе сельскохозяйственные, становятся доступными, сокращается безработица, растет объем продаж, активизируется инвестиционная деятельность. В условиях насыщенности рынка сельскохозяйственной продукцией рост покупательной способности населения является сигналом для аграрных предприятий к увеличению производства прежде дорогих высококачественных товаров. С этой целью они могут задействовать дополнительные ресурсы, снять с консервации часть земельных участков, применить новые достижения агрономической и зоотехнической науки для повышения урожайности культур и продуктивности животных.

В период экономического спада покупательная способность снижается как за счет уменьшения личных доходов работающих, так и из-за роста безработицы.