Экономика агропредприятий

Субъекты рынка

- Финансово-кредитные учреждения;

- Юридические конторы;

- Конкуренты.

Потребители сельскохозяйственной продукции (клиентура) - те субъекты рынка, которые приобретут в аграрных предприятий сельскохозяйственную продукцию для дальнейшего производственного или личного потребления или для последующей перепродажи другим потребителям с одновременным получением для себя прибыли. В Украине теперь главными потребителями сельскохозяйственной продукции являются перерабатывающие предприятия - сахарные, льнозаводы, предприятия элеваторной и мукомольно-крупяной промышленности, комбикормовые заводы, масло-и молокозаводы, мясокомбинаты, спиртовые заводы и т.д.. Аграрные предприятия заключают с названными партнерами договоры (контракты), в которых предусматривают условия продажи и ответственность сторон за невыполнение договорных обязательств.

Аграрные предприятия часть своей продукции реализуют населению на сельскохозяйственных рынках или прямо на месте (работникам хозяйства, социальной сферы, другим гражданам - для личного потребления). Этим каналом реализуют преимущественно овощи, бахчевые, фрукты, молодняк животных. Из-за отсутствия в большинстве аграрных предприятий собственной торговой сети, перерабатывающих производств (консервных, колбасных цехов, пунктов первичной переработки молока и т.д.). Доля продукции, реализуемой ими для личного потребления населению, в общем объеме продаж пока невелика. Однако уже сейчас есть основания для вывода, что сельскохозяйственные товаропроизводители увеличивать объем реализации продукции населению для личного потребления. В этом убеждают практические шаги ряда аграрных предприятий, направленные на развитие у себя агропромышленного производства с полным циклом: производство сельскохозяйственной продукции - переработка - реализация конечного продукта потребителям.

Потребителями сельскохозяйственной продукции могут быть и зарубежные покупатели, которые приобретут ее для производственного и личного потребления или для перепродажи.

Посредники - это такие предприятия или организации, которые по поручению аграрных предприятий продают их продукцию или находят клиентов для такой продажи.