Экономика агропредприятий

Преодоление диспаритета цен

Такая деятельность бирж положительно влияет на преодоление диспаритета цен.

К посредникам-субъектов инфраструктуры организованного аграрного рынка относятся, кроме бирж, и агроторговые дома. В начале 2001 г. их функционировало 388, в том числе на районном уровне - 327 и на областном - 61 (в 2000 г. действовало всего 92 агроторговых дома). Эти рыночные структуры формируют крупные партии товаров (лоты) для последующей продажи на биржах, по другим каналам, осуществляют посреднические услуги по заключению спотовых и форвардных контрактов, через них осуществляется продажа ресурсов и т.п.. Дальнейшее увеличение количества агроторговых домов ожидается и в будущем.

Одновременно увеличивается количество других субъектов инфраструктуры аграрного рынка. На указанный период уже действовали 291 оптово-продовольственный рынок, 180 оптово-плодоовощных рынков, 16389 заготовительных пунктов. Начатые аукционах живого скота, 90 из которых действуют на постоянной основе.

Для улучшения деятельности посредников-субъектов инфраструктуры аграрного рынка, особенно на районном и областном уровнях, важно обеспечить функционирование действенной системы ценового мониторинга, благодаря которой аграрные предприятия смогут своевременно получать и анализировать информацию об уровне цен на сельскохозяйственную продукцию, спрос и предложение на нее и тому подобное.

Характерной особенностью микросреды 90-х годов и современного периода (2002 г.) является то, что возникло много чисто посреднических структур, которых партнерами можно назвать условно. Они закупают в аграрных предприятиях сельскохозяйственную продукцию, которую потом от своего имени и на своих условиях продают другим потребителям, нередко зарубежным, имея в этой посреднической операции значительный выгоду. Аграрные предприятия при этом теряют значительную часть своей прибыли, поэтому их усилия должны быть направлены на установление деловых отношений с посредниками как субъектами инфраструктуры организованного аграрного рынка и покупателями, которые были бы конечными потребителями их продукции.

К посредникам относят также предприятия, специализирующиеся на перемещении (перевозке) товаров из одного места в другое, где есть возможность реализовать сельскохозяйственные товары с большим экономическим выгодой.