Экономика агропредприятий

Рентабельность продаж

Рентабельность продаж Рпр (Profit margin) рассчитывается по формуле

Выбор иностранного партнера по финансовоекономичнимы показателями его деятельности

где П - валовая или операционная прибыль;

ОБП - объем чистой продажи.

Данный показатель указывает, какую долю занимает прибыль в денежной выручке от реализации продукции, или, другими словами, сколько получено прибыли на 1 грн. этой выручки. Время рентабельность продаж характеризует и конкурентоспособность товара, что очень важно для выбора потенциального партнера. Несмотря на это, данный вопрос мы рассмотрим подробнее в следующей группе показателей. Здесь же отметим, что рост показателя рентабельности продаж повышает привлекательность иностранного партнера. Однако важно знать, за счет каких именно факторов произошло такой рост. Оно возможно либо под влиянием повышения цены на товар при тех же затратах на его производство, или благодаря снижению затрат при неизменных ценах реализации, или же когда темпы роста цен ниже темпов роста расходов и, наконец, когда темпы снижения цены меньше темпов снижения себестоимости продукции.

Снижение рентабельности продаж может произойти из-за спада спроса на товар, который сопровождается снижением цены, а следовательно, уменьшением прибыли. Причиной снижения данного показателя может быть и повышение издержек производства из-за просчетов в менеджменте, неблагоприятные природные факторы и т.д..

Для оценки результатов деятельности иностранного партнера можно воспользоваться такими вспомогательными показателями, как рентабельность основного и рентабельность оборотного капитала. Первый из названных показателей определяется делением прибыли на основной капитал, оцененный по остаточной стоимости. Если рентабельность основного капитала снижается по сравнению с рентабельностью активов, то причинами этого могут быть уменьшение оборотного капитала за счет сокращения производственных запасов и затоваренности готовой продукцией, уменьшение дебиторской задолженности и осуществления реинвестиции собственных средств в увеличение основных фондов предприятия. Если рентабельность основного капитала возрастает, а авансированного капитала снижается, то причину следует искать в изменении объема и структуры оборотного капитала.