Экономика агропредприятий

Коэффициент оборачиваемости

Если этот коэффициент больше единицы, то это свидетельствует о росте спроса на товар и цены его реализации. Но чтобы такой вывод был объективным, нужно учитывать темпы инфляции, которые имели место в исследуемом периоде. Если, например, объем продаж в стоимостном выражении вырос за год на 20%, в натуральном выражении - на 5%, а темп инфляции составил 10%, то коэффициент опережения при таких условиях составит (20 - 10): 5 = 2, а не 4, как это могло показаться на первый взгляд.

Снижение коэффициента опережения до уровня, меньшего единицы, свидетельствует об ухудшении положения фирмы на рынке из-за уменьшения спроса на товар и вынужденное по этой причине снижение уровня цены.

Конкурентоспособность фирмы характеризует и такой показатель, как коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов. Он определяется делением объема продаж на этих запасов (Sales to inventories). Рост этого показателя происходит тогда, когда растут спрос на товар и цена его реализации (увеличивается числитель указанного отношения), а также когда уменьшаются запасы готовой продукции и сырья (возможны и другие комбинации изменения этих запасов, например, снижается затоваренность готовой продукцией при тех же запасах сырья, и наоборот).

Снижение коэффициента оборачиваемости материально-производственных запасов происходит при уменьшении спроса на готовую продукцию или при увеличении запасов сырья. Не исключается возможность и перепроизводства продукции при стабильности спроса на нее и цен реализации. В любом случае для повышения информированности о деятельности фирмы целесообразно определить удельный вес нереализованной продукции в материально-производственных запасах (Finished goods to inventories), а также коэффициент оборачиваемости нереализованной продукции как отношение объема продаж к стоимости этой продукции (sales to finished goods). Рост двух последних показателей нежелательно для экономики предприятия.

О конкурентоспособности фирмы можно судить (в определенной степени) и по коэффициентом оборачиваемости дебиторской задолженности, который определяется делением объема продаж на сумму указанной задолженности на конец анализируемого периода (sales to reccivables).