Экономика агропредприятий

Масштабы экспорта и регулярность его осуществления предприятием

Когда предприятие, изучив в стране импорта спрос на свой товар, цены, привычки покупателей, присутствие на рынке конкурентов, пришло к выводу о целесообразности экспорта, тогда перед ним встает необходимость решения такой важной задачи, как выбор канала дистрибуции. В классической трактовке под каналами дистрибьюции понимают тех посредников, из-за которых товар поступает от производителя к конечного потребителя. В экспортной деятельности невозможно достичь желаемого успеха без правильного выбора канала дистрибьюции, поскольку речь идет о способе ведения экспорта.

На выбор канала дистрибьюции влияет много факторов, однако главными из них являются:

· Масштабы экспорта и регулярность его осуществления предприятием;

· Финансовые ресурсы, которые предприятие в состоянии выделить на реализацию товара на экспорт;

· Степень знания предприятием рынка сбыта в стране импорта;

· Географическая отдаленность рынка сбыта;

· Фактор времени.

Предприятие может использовать одновременно разные каналы дистрибьюции зависимости от страны экспорта и специфики товара.

В мировой практике в основном применяют три способа ведения экспорта, для каждого из которых присущи свои каналы дистрибуции: непрямой экспорт, прямой экспорт с посредниками и прямой экспорт без посредников.

При косвенном экспорте движение товара от отечественного производителя к зарубежного потребителя схематично можно представить так:

Выбор канала дистрибьюции за рубежом

Выбор канала дистрибьюции за рубежом
Выбор канала дистрибьюции за рубежом

По этому варианту экспорта производитель реализует свой товар отечественном внешнеторговом посреднику и получает от него средства. В свою очередь, экспортная фирма продает купленный им товар зарубежному покупателю от своего имени и на своих условиях. Отечественный производитель не имеет, по сути, контактов с зарубежным покупателем, а потому его функция сводится к поставке своего товара отечественном посреднику на согласованных с ним условиях. В этих обстоятельствах производитель не имеет возможности прямо влиять на уровень цены, по которой его товар продается зарубежному покупателю.