Экономика агропредприятий

Удачный выбор зарубежного импортера

При выборе одного из двух вариантов прямого экспорта с посредниками следует иметь в виду, что в первом из них зарубежный импортер-посредник является перед отечественным производителем конечным заказчиком. Итак, с продажей товара производитель передает последнему право на его владения, а вместе с ним риск и ответственность за последующую перепродажу импортеру-посреднику. Поэтому понятно, что цена на товар в этом случае будет ниже, чем при продаже его по варианту агентских услуг.

В мировой практике существуют и другие способы ведения экспорта с участием посредников, например, через заключение договора консигнации. Экспортер (консигнант) поставляет товар на склад консигнатора для реализации его на рынке в течение определенного срока. Платежи за товар консигнатор осуществляет по мере реализации товара (как правило, это товары массового спроса). Согласно договору простого консигнации непроданный в установленные сроки товар полностью возвращается экспортеру. Для повышения гарантии сбыта товара экспортер пытается заключить договор консигнации с частичным возвратом или без возврата товара. В таком соглашении консигнатор берет на себя обязанность частично или полностью выкупить товар по истечении оговоренного срока его продажи.

Товар может быть нереализованным по разным причинам, но в основном из-за низкой конкурентоспособности или высокий уровень установленной консигнатором цены. В международной практике считается, что возвращение экспортером товара целесообразно тогда, когда снижение цены, что необходимо для реализации товара, вдвое превышает сумму расходов на его реэкспорт (здесь имеется в виду, что качество товара остается неизменной).

Удачный выбор зарубежного импортера-посредника или агента является важным залогом успешного осуществления экспорта. Поэтому их подбора должно уделяться значительное внимание. Основными источниками информации, которыми можно воспользоваться при решении этого вопроса, являются торговые представительства за рубежом, отечественные организации, которые уже имеют опыт экспортной деятельности, торгово-промышленные палаты, выставки и ярмарки, банки (в частности, банки-корреспонденты могут найти нужные контакты в стране импорта), собственные объявления в прессе.

По прямого экспорта без посредников отечественный производитель реализует товар непосредственно зарубежному покупателю.

Выбор канала дистрибьюции за рубежом

Производитель при этом берет на себя все риски от осуществления экспортной операции до момента передачи товара в собственность покупателю. Он покрывает также все предусмотренные договором расходы на экспорт. Преимущества данного способа ведения экспорта заключаются в том, что предприятия имеют непосредственную связь с зарубежным рынком и потребителем, а потому могут непосредственно влиять на условия продажи своего товара. При прочих равных условиях отечественные производители получают больший доход, чем при осуществлении экспорта другими способами. Однако опыт показывает, что экспорт без посредников осуществляют, как правило, предприятия с большим опытом экспортной деятельности, с хорошо подготовленными кадрами в сфере ВЭД. Предприятия начинающие в экспорте в основном пользуются услугами посредников, причем малые предприятия - услугами отечественных посредников.