Экономика агропредприятий

Нормы бесплатной передачи земельных участков

Земельным кодексом предусматривается такая разновидность частной собственности, как совместная собственность на земельный участок. Если в таком земельном участке определена доля каждого из участников совместной собственности, то такую собственность называют общей долевой собственностью, а без определения долей - общей совместной собственностью (Участок с такой собственностью может принадлежать только гражданам).

Земельным кодексом установлены нормы бесплатной передачи земельных участков гражданам Украины: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства - в размере земельной доли (пая), определенной для членов сельскохозяйственных предприятий, расположенных на территории сельского, поселкового или городского совета, где находится фермерское хозяйство, для ведения личного крестьянского хозяйства - не более 2 га, для ведения садоводства - не более 0,12 га, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок) - не более 0,25 га в селах, 0,15 га - в поселках и 0,10 га - в городах, для индивидуального дачного строительства - не более 0,10 га и для строительства индивидуальных гаражей - не более 0,01 га.

В Земельном кодексе детально рассматриваются условия приобретения права на землю (права собственности или права пользования) гражданами Украины и юридическими лицами, а также условия приобретения земельных участков на основании гражданско-правовых соглашений. Важно, что им предусматриваются гарантии права собственности на землю, в том числе и гарантии по возмещению убытков собственникам земли и землепользователям, причиненных вследствие изъятия (выкупа) сельскохозяйственных угодий, лесных земель, кустарников для нужд, не связанных с агро-и лесохозяйственным производством; временного занятия этих угодий для других видов использования, установление ограничений по использованию земель, ухудшения качества почвенного покрова и т.д..

Земельный кодекс исключает чрезмерную концентрацию земли в частной собственности отдельных граждан, является вполне оправданным с точки зрения социально-экономической ситуации, сложившейся в Украине в начале XXI века. В частности, предусмотрено, что к 2010 г.